Муниципальное бюджgгное общеобразовательное учреждение
Средняя обrцеобразовательная школа Jф б г. Сегежи
Рассмотрено
на педiгогическом
совете школы
05 февраля
Принято на Совете школы
l2 февраля 20l4 года
6
20l4.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ
КОМПЛЕКСНОГО
КУРСА
(основы рЕлигиозных кульшrр и
свЕтскоЙ этики>>
Сегежа
1.
Нормативно-правовые осIrовы преподаванпя курса
<,Основы религиозных культур и светской fтики>
Преподавание ОРКСЭ осуществJшется в соответствии с нормaltr{и законодательства:
Ме ск dy нар о l п ь, е dо lg)Me н mы :
Всеобщм декларация прав человека (1948 г.)
Международн.rя конвенция о прав.Lх ребенка (l989 г.).
Протокол JФ 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основньrх свобод
от l952 г.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
Международный пакт о гражданских и политических праваrх и Международный пакт
об экономических, социальньrх и культурных правах от 1966 г,
- ,Щекларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе
религии или убеждений от 1981 г. и др.
Зако н od апел ьс rrrв о Ро сс u йско й Ф е d ер а цu u :
Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19)
кОб образовании в Российской Федерации> (ст. 3, 14)
- кОб основньtх гарalнтиях прав ребенка в Российской Федерации>
- Федеральный закон ко свободе совести и религиозньD( объединенияю (ст.5)
- Федера"rьные государственные образовательные стандарты общего образования.
Нормаmuвпо-правовой основой разрабоmкu u ввеdенuл в учебпьtй процесс
облцеобрвовалпельньlх rцкол комtlлексноео учебноzо курса ОРКСЭ лвляюmся:
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в
части введения с 2012 года комплексного 1"rебного кура ОРКСЭ.
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января
2012 г. (Nч 84-р).
-
-
-
-
Приказ Минобрнауки России Ns 69 от 31.01.2012 <О внесении изменений в
федера,тьный компонент государственньIх образовательных стандартов нача",Iьного
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федераuии от 5 марта 2004 г. N l089> в
соответствии с пунктом 1 плапа мероприятий по введению с 20l2l|З rrебного года во
всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для
общеобразовательных учреждений <Основы религиозных культур и светской этики),
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерачии от 28 января 20l2 г.
N 84-р.
Приказ Минобрнауки России Ns '74 от 0|,02,2012 (О внесении изменений в
федеральный базисный уlебный плаIi и примерные учебные планы дJIя образовательньD(
учреждений Российской Федерации, реarлизующих прогрzlммы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 1312 <в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 201211З
-
уlебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного уlебного курса дJIя
общеобразовательньrх rIреждений кОсновы религиозных культур и светской этики),
},твержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г.
N 84-р;
- Учебныйпланобщеобразовательногоу{реждения;
- Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ.
2.
общие положения
Курс кОсновы религиозньD( культур и светской этики>) на базовом уровне входит в
состав учебных предметов, обязательных дJuI изучения на ступени начального общего
образования. ,Щля обязательного изучения основ религиозньж культур и светской этики на
базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный курс ОРКСЭ вкJIючает в себя модули:
l. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буллийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировьD( религиозных культур.
6. основы светской этики.
Родители (законные представители) обучающегося выбирают для изучения один из
модулей.
Основы религиозньIх культур и светской этики преподalют )п{итеJIя, прошедшие
соответствуюrrtую подготовку на курсах повышения квалификации.
3. Учебно-методическое обеспечение
орксэ
Согласно ФЗ (Об образовании в Российской Федерации> ст. 18 программы, уlебники
и методические пособия комплексного курса ОРКСЭ по ocнoBtltir православной,
исламскоЙ, буллиЙскоЙ, иудеЙскоЙ культуры, ocнoBill,i мировьrх религиозньD( культур и
светской этики - должны пройти экспертизу, бьггь согласованы с соответствуюцими
религиозными организациями. В МБОУ СОШ Ns б г. Сегежи используются программы,
учебники и методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в
Федеральный перечеЕь учебников, рекомендованных Министерством образования и
науки к использованию в образовательном процессе.
ктрса
и
светской
этики>>
культур
религиозных
4. Особенности преподавания
<,<Основы
Щель: формирование у младшего под)остка мотиваций к осознаIlному нравственному
поведению, ocIloBaHHoMy на знании кульц?Еых и религиозньIх традиций
многонационfuтьного народа России и уважеЕии к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
познакомить обучающихся с основа},rи православной, мусульмавской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимся в начмьной школе, и формироваяие у них це}tностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гум{lнитарньD( предметов на ступени
основной школы;
- развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиона,тьной
среде на основе взаимного уважения и диыIога во имя
общественного мира и согласия.
-
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
l.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в
рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход,
способствующий формированию у младших школьников первоначмьньD( представлений
о светской и религиозной куJБтуре. В коптексте данного учебно-методического комплекта
культура понимается как духовное и материilльное богатство народов мира, нашей
страны, как образ жизни людей разньrх сообществ, их обычаи. тадиции и верования.
3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к (другим) через умение и
стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать
не только окружающих людей, но и через них - самого себя,
4.
Решение задач социализации, усиления социальной функции образования
-
постепеЕное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться
в нем, ориентироваться в ситуациях.
5.
Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обl,чающихся
по курсу <<Основы религиозных культур и светской )тикиrr
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатаI\,t освоения курса
ОРКСЭ - не предусмативtlются. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные,
объектом оценивания является универсальнац способность человека понимать значениие
нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества,
воспитание потребности к духовному ра}витию.
При оценивании текущих достижений обуlающихся при изучеЕии курса ОРКСЭ
используются:
б. Критерии
оценки результатов усвоеIlия курса
Предметпые результаты:
_
тесты,
- составление словарей терминов и понятий,
_
защита проектов.
Метапредметные результаты:
- творческие работы,
- проектЕaц деятельность,
- участие в конференциях,
- диспуты,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
личностные качества;
-
диагностика качеств личности,
- портфолио.
Содержательньй контроль и оценка знаний четвероклассЕиков предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не
допускает сравнения его с другими детьми.
При работе в парах или группах важна качественнilя взаимооценка учениками
деятельности друг друга, нЕшример, в виде создаЕия и презентации собственных проектов.
Ученики должны быть ориентированы в большей степени на саN{ооцевку, оценка
учителем осуществJuIется в диtlлоге с учеником, она может быть изменена, уточнена.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с
выбором правильного ответа, отгадывrlние кроссвордов по изr{енным темам, творческие
проекты, исследовательскtlя деятельность которых основана на теоретическом материале.
Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько
вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное
взммодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время
выступления, отвечать Еа вопросы, tшarлизировать собственные достижения.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно
для всех обучающихся) представJIяются в форме реферата, презентации или творческой
работы любого вида.
Прохождение материarла по предмету фиксируется
журнале успеваемости
обучающихся. Оценивание результатов обуrения школьников
течение года
осуществляется без фиксации их достижений в классных журнмах в виде отметок по
в
в
пятибалльноЙ шкitле. По итога},t года обу{zrющиЙся аттестуется или не аттестуется (запись
в журнале и личном деле - ((зачтено)/ (не зачтено)).
ожидаемые результаты:
-
понимание учащимися того,
что
конфессиона,rьное разнообразие является
неприходящей ценностью, залогом устойчивого рaввития человечества, что его уважение
является фактором рaввития демократических и гражданско-правовых основ жизни
российского общества
-понимание учащимися того, что их поведенческие модели - одни из равноправньгх
моделей поведения, в основе которьц лежат некоторые этно-конфессионмьные
принципы; Еосители различньD( моделей цоведения должны взаимодействовать между
собой на основе (золотого прzlвила нравственности>: не делай другому того, что не
желаешь себе
- потребность в общении с представителями иной религиозно кульryрной традиции,
стремление интегрировать усилия общих социtL,Iьно значимых задач;
-мотивация )пlащихся к осмыслению неожиданньD( дJlя них поведенческих реакций,
рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиознокульryрной традиции
-стремление предотвращать и }ъ{ение избегать конфликтньгх ситуаций, нzlвьки нi!ходить
компромиссные решения, вьD(оды из конфликтов, обусловленных мировоззренческими,
религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям,
одноклассникilJt{.
-