Положени об индивидуальном сопровождении молодого специалиста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательнм школа J,{b б г. Сегежи

Принято Советом школы
<08> лекабря 20l l г.

(УТВ

внесепы изменения
Принято Советом школы
Протокол Jtlb 1
от к l6> мая 20l 3 г.

(УТВ

,:

9

Миккоева

мбоу соцl мб

.Щиректор:

,]
.,

сег9хи

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИШИВИДУАЛЬНОМ
МОЛОДОГО

СОПРОВОЖДЕНИИ
СПЕЦИАЛИСТА
УЧРЕЖДЕНИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

Сегежа

N96

l.

обпrие по,lожения

1.1. Индивидуальное сопровождение молодого специалиста явJlяется одной из форм
методической работы в системе непрерывIlого образования педагогических кадров.
1.2. Под индивидуlшьным сопровождением понимается:

.

создание психологически комфортньD( условий для

профессионalльноЙ

деятельности педагога;
ока}ание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической,
социа-пьной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе

.

.
.

работы;
привлечение у{ителя к решению задач рarзвития образовательной организации
(далее - ОО), реализации програ}rм, проектов и т. п. на основе сотрудничества и

педагогического сотворчества;
обеспечение условий профессиона.lьного роста учитеJuI с учетом адекватно
оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также зrшросов,
интересов, потребвостей самого педагога.
2. Щели и задачи индивидуального сопровождения учителя

индивидуального сопровождениJI молодого учителя в системе
методической работы ОУ явJuIется обеспечение роста его профессионмьного

2.1. Щелью
мастерства.

2.2. Задачlи индивидуаJIьного сопровождения:

.

обеспечение непрерывности профессионаlrьного образования молодого

.

педiгога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;
актуализация сильньIх сторон деятельности педtгога, обуlение уверенному
преодолению проблемных ситуаций, возникalющих в профессиона"rьной

.
.

деятельности;

создание условий для нмболее полной реализации педагогом

его

профессиона.льньD( возможностей, создание ра}личньD( "сиryаций успеха"
д.1я каждого молодого специa}листа;
использование механизмов мораJIьЕого и материаJIьЕого поощрения

молодых педrlгогов.
3.

Формы сопровождения учителя

3.1. Оказание помощи в реализации индивидуального образовательЕого маршрута
профессиона,тьной подготовки, который определяется в каждом KoHKpeTItoM случае
особо, исходя из целого ряда факторов, в т. ч. опыта работы учителя в ОО, характера
его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной
компетентности, конкретных достижений, сильньtх и слабьrх сторон. Этот маршрут
МОЖеТ ИМеТЬ ТеОРеТИЧеСКУЮ ИЛИ ПРаКТИЧеСК)'Ю ДОМИНаНТУ, РеаЛИЗОВЫваТЬСЯ В paI\.tкax

школы или вне ее. Важный компонент маршрута - "контрольные срезы" его
прохождения, обеспечивающие оценку и са}.{ооценку успешности работы. Это могут
быть:

.

собеседования с зtlместителем директора по УВР, методистаI\4и или с наставником
индивидумьЕого саr.lообразования педагога;

. выступления на заседаниях педагогического совета и методического объединения;
. проведение открытых уроков;
. защита методических или дидактических материалов: налисание статей в
профессиоЕiIпьный журнzш и др.

3,2. Занятия

в

"Школе молодого специа.тrиста", организация консультаций по
возникающим вопросalм со специаJIистами (администрацией ОО, педагогамипсихологами, юристами и т. п.).
3.3. Организованное посещение и анаJIиз уроков.
З.4. Содействие в подготовке к KoнKypcalп,t, фестившrям, акциям, проводимым как на
уровЕе школы, так и на уровне города, района, республики.
наставник
методист". Она может
3.5, Организация обратной связи ")цитель
осуществляться в следующих формах:
. индивидуarльное и групповое собеседование 0 педагогаJ\{и;
. предоставление "свободного микрофона" молодым педагогllм на семинарarх,
круглых столах, конференциях, проводимьтх в ОО;

-

.

-

анкетированиемолодьD(педагогов.

4.,,Щиагностика затрудrrепий (проблем) молодых педагогов
4.1. Затрулнения (проблемы), исIIытываемые молодым специалистом, по характеру

могут быть:
. общепедагогическими]
. психолого_педtгогическими;
. методическими;
. Еаучно-теоретическими;
. организационными;
4.2. .Щиагностика затруднений осуществляется по резуJътатаI\4:
. собеседования с учителем;
. ашкетирования учащихся (без участия психологов);
. анкетировtшия учащихся совместно с психологами;

.
-

5.

.

анtlлиза:

уроков;
журнirла;
поуроIшого

планирования;

планов и конспектов уроков;
материалов к ypoKal\d;
тетрадей у{ащихся;
административньD( коЕтрольньп< (срезовых) работ, тестов и т. д.

Организация и содержание индивидуальЕого сопровождеЕия молодого учителя

Школьное наставничество организуется на основании прикtва директора школы
5,2. Руководство деятельностью наставников осуществляет зам. директора по УВР.
5.1

5.3.

УВР подбирает наставника из наиболее подготовлеIIньD( учителей,
обладающих высоким уровнем профессионапьной подготовки, коммуникативными
навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической
работы, стабильные результаты в работе, богатый жизненный опыт, способность и
Зам. директора по

готовность делиться профессиона.ltьным опьпом, стаж педагогической деятельности не
менее 5 лет. Наставник должен обладать способностями к воспитательIlой работе и может
иметь одновременно не более двух подшефньrх.
5.4. Кандидатуры наставников рассмативzlются
заседаниях методического
объединения, согласовываются с заI,rестителем директора по УВР и утверждаются на
методическом совете школы.
5.5. Назначение наставника производится при обоюдвом согласии предцолагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым оп будет закреплен. по рекомендации
методического совета приказом дирекгора школы с указанием срока настilвничества.
Наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее l года. Приказ о
закреплении наставника издается не позднее 2-х недель с момента нiвначения молодого

на

специаJIиста на определенную должность.
5.6, Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников школы:

-

впервые принятыми учителями,

не имеющими трудового

cTaDKa педагогической

деятельности в образовательных учреждениях;
- специilлистilý{и, имеющими стаж педiгогической деятельности не более 3-х лет;
- учитеJIями, переведенными на другуо работу, если выполнение ими служебньж

обязанностей требует расширения и угrryбления профессионаJlьньп< знаний и овладения
НОВЫМИ ПРаКТИЧеСКИМИ НаВЫКаI\,lИ;

- учитеJUIми, Еуждающимися в дополнитеJIьЕой подготовке для проведениJl уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
5.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу подшефного или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственпости;
- психологической несовместимости настzlвника и подшефного.

5.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение целей и

задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится

на

промепq/тоIшом и итоговом контоле.

5.9.

.Щ:rя

мотивации деятельности наставЕика по результатам работы предусмотреть

выплаты из фонда стимулироваIrия.

6.
Педагог-наставник обязан

:

обязапностинаставшика

зaжонодательства в сфере образования, ведомственных
нормативньD( aжтов, определяющих прirва и обязанности молодо специалиста по
занимаемой должности.
6.2. Разрабатывать совместно с молодым специа!,lистом план профессионального
становления с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету.

6.1. Знать требования

изучать деловые и нравственные качества молодого специЕIлиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителJIм, увлечения,
нatклонности, круг досугового общения.
6.3. Вводить в должность.
6.4. Проводить необходимое обу.{9ние; контролировать и оценивать са]\{остоятельное
проведение молодым специалистом учебньD( занятий, внеклассньrх мероприятий.
6.5..Щавать конкретные задания с определенным сроком их выполнения, контролировать
работу, оказывать необходимую помощь.
6.6. Оказывать молодому специалисту индивидуальIтую помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественIlого
проведения занятий, BbuIBJuITb и совместно устранять допущенные ошибки.
6.7. Личным примером развивать положительные качества молодого специzrлиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекупьтурного и профессионального кругозора.
6.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанньIх с педагогической и общественной
деятельностью молодого специа"Iиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
6,9. Периодически докJIадывать зilм. директора по УВР о процессе адаптации молодого
специалиста, результатiж его труда.
6.10. Подводить итоги профессиона,тьной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с закJIючением о результатах прохождения адаптации, с
Ilредложениями по дirльнейшей работе молодого специа"Iиста.

7.

Права rrаставника:

7.1. С согласия заместителя директора по

УВР подключать для дополнительного обучения

молодого специalлиста других сотрудников.

8.

Обязапностимолодогоспециалиста

8.1. Кандидатура молодого специалиста дJuI закрепления наставника рассматривается на
заседании методического объединения с указанием срока наставничества и булущей
специализации и утверждается приказом директора школы.
8.2. В период наставничества молодой специа,rист обязан:

. изучить Федермьный закон "об

.
о
.

.

образовании

в Российской

Федерачии",

нормативные акты, опредеJuIющие его служебную деятельность, структуру, штаты,
особенности деятельности школы и функциональные обязаяности по занимаемой
должности;
выполнять план профессионalльного становления в установленные сроки,

постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательньй и кульryрньй уровень;

периодически отчитываться о своей работе перед наставником и зам. директора по

увр.

9.
9.1 .

Права молодого специалиста

Молодой специalлист имеет право:

. вносить на рассмотрение администрации школы предложения

.
.
.
.
.

.

по

совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиона,,rьн}то честь и достоинство;

знакомиться с жа,rобами и другими документами, оодержащими оценку его работы,
давать по яим объяснения;

посещать внешние организации

по

вопросам, связанным

с

педагогической

деятельностью.
повышать квалификацию удобным д,ля себя способом;
защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связalнного с
нарушением норм профессиональной этики;

требовать конфиденциа",rьности дисциплинарного расследовaшия, за исключением
случаев, предусмотренньIх закоЕом.

10.

Руководствоработойнаставника

10.1. Организация работы настrrвников

заместителя директора по Увр.
10.2. Зшrл. директора по УВР школы обязан:

и

контроль их деятельности возлагается Еа

- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ

о

закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста со своим
наставником;
- посетить отдельные уроки и внекJIассные мероприятия по предмету, проводимые

наставником и молодым специалистом;
- оказывать наставникаN{ методическую и прЕtктическую помощь в составлении плаЕов
работы с молодыми специалистtlми;
- изучить, обобщить и распространить положительЕьй опыт организации наставЕичества
в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения настalвников.

10.3, Непосредственную ответственность
специмистами несут руководители МО.
1

за

работу наставников

с

молодыми

0.4. Руководитель методического объединения обязан:

.

рассмотреть на заседании МО индивидуа,rьный план работы наставника;

о обеспечить возможность осущ9ствления наст,lвником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;

.

осуществJIять систематическийконтрольработынастalвIIика;

заслушать

a

и

утвердить

на

заседании

МО отчеты

молодого специалиста и

наставника.

11.
1

1.1.

.

.Щокаментыrрегламентирующиенаставничество.

К документам, реглll},tентирующим деятельность настalвников, относятся:
настоящее Положение;

о
.
.

прикчrз директора образовательного учреждения об организации наставничества;

планы работы предметньтх Мо;
протоколы заседаний Мо, на которых рассмативzrлись вопросы настttвничества.

Прочесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать
законченным, если:

. учитель

о
.

овладел необходимыми теоретическими знаниями

навыкаN.{и оргalнизации уtlебной деятельности;

проведение занятий стarло привычным, работа

и

практическими

не вызывает чувства

страха,

неуверенности;

показатели качества обуrения уriащихся
базовом уровне.

и процент успеваемости

нatходятся на


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».