новая программа воспитания школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Сегежи
УТВЕРЖДЕНО:

СОГЛАСОВАНО

приказом № 218-ОД

педагогическим советом

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежи

от "01"сентября 2021г.

протокол №1

директор _________/ Ботько О.И./

от "30" августа 2021г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 гг.

Сегежа
2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ СОШ № 6 г.Сегежи (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке «Примерной
программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования, Приказом «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172)
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основной
образовательной программы МБОУ СОШ №6 г.Сегежи и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы
российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и
обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в
школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО
В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс воспитания в нашем образовательном учреждении основывается на
следующих принципах:

Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение
законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, а также при нахождении его в
образовательной организации;

Совместное решение личностно и общественно значимых проблем личностные и общественные проблемы являются основными стимулами
развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса
развития личности обучающегося, организация основных совместных дел
обучающихся и педагогических работников как предмета совместной
заботы и взрослых, и обучающихся;

Системно - деятельностная организация воспитания - интеграция
содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется
на
основе
базовых
национальных
ценностей,
системности,
целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его
эффективности;

Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся
включены
в
различные
виды
социальной,
информационной,
коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные,
нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому
деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического
коллектива в организации социально-педагогического партнерства является

ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы
воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной,
внешкольной, общественно значимой деятельности;

Событийность - реализация процесса воспитания главным образом
через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы
объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на
определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений,
деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного
развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов,
помогает найти образы для подражания в рамках гражданско патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет
обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной
высотой, героизмом идеала;

Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами
равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками,
родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;

Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в
образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных
эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия
школьников и педагогов;

Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса,
вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами
нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного
развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура
общения и т. д.


Основными традициями воспитания в ОУ являются следующие:
 Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
 Социальное проектирование
направлено
на формирование готовности
преодолевать разнообразные социальные проблемы, изменения социальной
ситуации путем активного включения обучающихся в ученическое
самоуправление;
 Коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
 Ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до
участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или
иного дела);
 Конструктивное
межличностное,
межклассное
и
межвозврастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
 Ориентация на формирование, создание и активизацию ученического
самоуправления как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание и
продолжение деятельности детских общественных формирований, школьных
клубов и объединений по интересам, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
 Формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению
к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания является создание условий для
становления личности, нацеленной на саморазвитие, самоопределение в
обществе, способной к самостоятельному освоению новых знаний, умений,
навыков и способов творческой деятельности в различных областях науки и
практики, готовой войти в информационное сообщество.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские
отношения педагога, обучающегося и родителей (законных представителей),
сочетание усилий педагога и родителей (законных представителей) по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются
важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в
сфере правовых отношений с обществом;
-развивать инициативу, гуманистическое мировоззрение учащихся, гражданскопатриотическое сознание, способность к нравственному саморазвитию, самоуправлению,
самообразованию, способности к успешной социализации в обществе;
- обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой
морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять
историческую память поколений;
-воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и
обычаям своей страны;
- продолжить развитие системы дополнительного образования и детских общественных
объединений;
-проводить профилактику асоциальных явлений в детской и подростковой среде;
- совершенствовать условия взаимодействия семьи и школы через единое информационное
пространство.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования.
Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для:
 усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут,
 самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника,
 развития умений и навыков социально значимых отношений школьников
младших классов и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня относятся
следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу,
помогать старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою
страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе
или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
• проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для:
 становления собственной жизненной позиции подростка, его



•
•
•
•
•
•
•

собственных ценностных ориентаций;
утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру;
развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего,
ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещана ему
предками и которое нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
•
3.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для:
 приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых
дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути
посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести,
в том числе и в школе, в том числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение
школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия
решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых
компетенций самоуправления;
• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;

• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
• опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими,
увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с
людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и
находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей , педагогов и родителей, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
3.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Воспитательное пространство
школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития
личности, образуемых субъектами пространства - учитель- ученик- родитель.
Значительная часть наших семей тесно связана со школой: учились сами, дети,
внуки. Это играет важную роль в воспитательном процессе и способствует
формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений,
сотрудничества, взаимопонимания и укрепления традиций.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной
организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьным
сообществом учитель – ученик- родитель, комплексы дел разной направленности,
ориентированные
на
преобразование
окружающего
социума(

"Победа.События.Лица.", "Школьная ночь", "Книга Памяти", "Сегежа чистый город
и др.);
• дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках
которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы и города;
• акции "Георгиевская ленточка", "Мы в ответе за тех, кого приручили",
"поделись улыбкою своей", "Новогоднее настроение", " Стань заметней на дороге" и
др.;
• проводимые для жителей микрорайона, города и организуемые совместно с
родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их
в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и
мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со
значимыми для детей, педагогов, родителей знаменательными датами, как на уровне
школы, так и на уровне города, региона, России, в которых участвуют все классы
школы ( День Знаний, День Матери, "День Учителя", "День рождения города" и т.д.);
• торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные
с героико-патриотическим воспитанием ( "Посвящение в ученики", "Посвящение в
старшеклассники", " Я юнармеец" ) ;
• церемонии награждения " Аплодисменты" (по итогам года) школьников,
педагогов, родителей (законных представителей) за активное участие в жизни
школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности не
только детей, но и родителей (законных представителей) и педагогов развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы
самоуправления, в Советы по подготовке общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел
на уровне общешкольных Советов дела;
• участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на
сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа
ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной
из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,

через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2 Модуль «Классное руководство»
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном
в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации
индивидуального подхода к ученикам. Ему отведена роль поддержания и
сопровождения максимального развития каждого ребенка, сохранения его
неповторимости, раскрытия его талантов и создания условий для нормального
духовного, умственного и физического совершенства.
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
• работу с классным коллективом;
• индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
• работу с учителями, преподающими в данном классе;
• работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
 изучение учащихся класса ( потребности, характер, склонности, и др.) и
составление карты интересов и увлечений обучающихся;
 проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности класса с
помощью КТД, проектов, праздников и т.п.;
 инициирование, мотивация и поддержка детских инициатив и участия класса
в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического
сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
 педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса,
детской социальной активности, в том числе и РДШ;
 организация и проведение совместных дел с учащимися класса, их
родителями- интересных и полезных для личностного развития ребенка
(интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героикопатриотической,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовнонравственной, творческой, профориентационной и др. направленности)
 установление и упрочение доверительных отношений с учащимися
класса, желание стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе;
 проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной
среды для общения;
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах

по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психологом;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных "Портфолио", в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
 мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в
общественном детском/молодежном движении , школьных объединениях
самоуправлении, на участие в конкурсном и олимпиадном движении;
 коррекция и контроль за успеваемостью, посещением учебных занятий и
поведением ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через
включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в работе Управляющего и Попечительского советов школы и
решении вопросов воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;

 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
3.3 Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Одной из задач
школы является вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, предоставление возможности для самореализации, личного роста, для
накопления опыта социально значимых отношений.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
 создание в детских коллективах традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
 поддержка школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала обучающихся проходит через курсы
внеурочной деятельности и общеразвивающие программы дополнительного
образования в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:
Познавательная деятельность. Курсы по информатике " Интел- путь к успеху" ,
пропедевтические "Физика вокруг нас" и "Занимательная химия", "Практическая
математика", "Многообразие и эволюция живой природы", "Занимательная
биология", "Практическая география" , "Китайский язык для начинающих", кружок
«Инфознайка», кружок «Почитай-ка» и другие направлены на передачу школьникам
социально значимых знаний, развивающих их любознательность, расширяющих их
кругозор, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Студия вокала, изостудия, литературный клуб
"Свеча горела на столе", кружок "Вышивка шёлковыми лентами", кружок «Звонкие
колокольчики», кружок «Карусель» создают благоприятные
условия для
самореализации школьников, направлены на раскрытие их творческих способностей,
которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в
целом; формируют чувство вкуса и умение ценить прекрасное, воспитывают
ценностное отношение школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Проблемно-ценностное общение. Участие в работе школьного волонтерского
клуба "Альянс", юнармейского отряда "Выговец", отряда ЮИД, кружок «Хочу всё

работа в
социальных
проектах, курс "Основы финансовой грамотности", помогают
обучающимся развивать коммуникативные и лидерские компетенции, проектное
мышление, воспитывают у них культуру общения, развивают умение слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей, развивать самостоятельность и
ответственность школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Проводимые в ОУ музейные уроки,
выставки, совершаемые туристические походы и совместные с родителями Клубы
выходного дня, а также тематические поездки направлены на воспитание у
школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости
за свою малую Родину Карелию и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. В рамках реализации данного
направления в школе ведет свою деятельность баскетбольный клуб "Основа", секция
ОФП, традиционно проводятся дни Здоровья и "Семейные соревнования", "Сила
РДШ" и Спартакиада. Все они направлены на физическое развитие школьников,
пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Общественно - полезная деятельность – один из основных
компонентов системы трудового воспитания и средство воспитания нравственных
качеств школьников, он предполагает разнообразную трудовую и общественную
деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение
общественных потребностей и нужд. Дежурство по школе и классу, проект "Чистая
Сегежа", акции " Не забудь сходить в гости к бабушке", "Поделись улыбкой",
"Настроение", субботники по благоустройству территории школы, микрорайона и
памятников героям ВОв направлены на воспитание у обучающихся трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду, освоение школьниками моральных
ценностей, жизнь согласно принципам, нормам и правилам морали, формирование у
них навыков самообслуживающего труда.
знать», кружок «Решение проектных задач» (учебных и социальных),

3.4 Модуль «Школьный урок»
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на
учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в
социально значимые виды самостоятельной работы.
Одной из особенностей урочной деятельности является погружение обучающихся в
работу над проектом: как коллективным, так и индивидуальным. Эта работа
сопровождается наличием плана и педагогического сопровождения с точки зрения
развития , воспитания и обучения. Это позволяет обучающимся, погружаясь в
проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты ее возникновения, развития
разрешения. Палитра выбора тем разнообразна: "Карликовые государства мира",
"Физика в криминалистике", "Математика без формул, уравнений, неравенств", "От
обезьяны к человеку, от человека - ........." и др.
Учителя на хорошем и высоком уроне владеют технологией традиционного урока,
применяют его компьютерную поддержку. В педагогической деятельности
используют следующие образовательные технологии:
• Информационно-коммуникационные технологии
• Проблемно-диалогическое обучение (ПДО)

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Личностно-ориентированное обучение
Технология сотрудничества
Игровые технологии
Технология проблемно-модульного обучения
Технология индивидуализации обучения
Технология развивающего обучения
Дифференцированное обучение
Здоровьесберегающие технологии
Развивающее обучение и др.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Театральная технология
Лекционно-семинарско-зачётная система
Метод проектов
Педагогические мастерские
Исследовательская деятельность
Технология полного усвоения знаний
Технология коллективной мыследеятельности

Работа в исследовательской деятельности позволяет овладение знаниями по предметам ,
выходящими за рамки программы: обучение учащихся работе с научной, дополнительной

литературой; обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов,
исследований; подготовка к организации и проведению олимпиад, научнопрактической конференции. Свои работы обучающие и их научные руководители

представляют на школьных конференциях , которые проводятся для начального звена ( "Хочу
все знать"), для основного и среднего ("Юный исследователь"). Темы для исследовательских
работ дети выбирают на основе своих интересов.
Элективные курсы- новый элемент учебного плана, который позволяет удовлетворить
разнообразные познавательные интересы школьников. Элективные курсы по математике,
физике, химии, географии, литературе, русскому языку, информатике, обществознанию:
"Решение нестандартных задач по математике", "Избранные вопросы в биологии",
"Комплексный анализ текста" и др .- ориентированы на развитие творческих способностей,
на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и предполагают
повышение мотивации к обучению и познанию.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации через
знакомство и в последующем соблюдение "Правил внутреннего
распорядка", взаимоконтроль самоконтроль обучающихся;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения,
умения совершать правильный выбор;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного









предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
организация
предметных
образовательных
событий
(проведение
предметных тематических недель, защиты индивидуальны проектов по
предмету, выбор элективного курса) для обучающихся с целью развития
познавательной и творческой активности, инициативности в различных
сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей с
разными
образовательными
потребностями
и
индивидуальными
возможностями;
организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования
и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
3.5 Модуль «Самоуправление»

Самоуправление - это самостоятельность в проявлении инициативы принятия и
его реализации в интересах своего коллектива. Развитие и поддержка ученического
самоуправления в нашей школе помогает педагогам воспитывать в обучающихся
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства , работать в команде, содружестве.
Ученическое самоуправление в нашем ОУ осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета обучающихся – представляющий
интересы обучающихся образовательной организации , работающий в тесном
контакте с администрацией школы в соответствии с Уставом ОО и Положением и
принимающий участие в работе Управляющего совета школы ;
• через работу постоянно действующий Совет Актива и комитетов по
направлениям деятельности, которые курируются педагогами- наставниками, и
являются инициаторами, организаторами и руководителями мероприятий и событий
личностно значимых для школьников (соревнований, проектов, конкурсов,
фестивалей, флешмобов, акций и т.п.),
На уровне классов:
• через деятельность Актива класса, представляющих интересы класса в

общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность комитета самоуправления класса, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
• через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующие
функции и обязанности по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями и т. п.
3.6 Модуль «РДШ».
РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех
школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной
организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. В
работе школьного отделения Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников дети и родители принимают самостоятельное решение.
Участником РДШ могут стать обучающиеся с 8 лет.
Содержание деятельности РДШ определяется программами,
проектами
и
планами,
которые разрабатываются по основным направлениям деятельности: военно-патриотическое
направление, гражданская активность, личностное развитие, информационно - медийное
направление. В этих направлениях обучающимся нашей школы помогают работать клубы по
интересам, кружки и секции , работающие в школе.
.Воспитание в РДШ осуществляется через направления:

Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в
себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки
«ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях
«Веселые старты», ГТО и т.д.;
 Гражданская активность - волонтеры школьного клуба "Альянс" участвуют в
мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в
социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь
пожилым людям; осуществляют совместную деятельность с учреждениями
социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благо- устройстве
территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения.
 Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов юнармии
"Выговец", ЮИД.
 Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в
работе школьного журналистского клуба "Акулята пера", который ведет школьную
газету и клуба "Сайтостроение", где ребята учатся самостоятельно не только
размещать тематические события и информацию в сетях ИНТЕРНЕТ, создают и


поддерживают интернет-странички школы и РДШ в соц. сетях, но и учатся
современному Webдизайну.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:

участие в днях единых действий и в совместных социально
значимых мероприятиях, проектах;

коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;

информационно-просветительские мероприятия;

разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
 организация наставничества «Подросток- подростку» и др.
3.7 Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
 профориентационные часы общения, встречи с людьми разных профессий и
специальностей, направленные на подготовку школьника к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических профориентационных мероприятий, дней «Без турникетов»,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
 индивидуальные консультации психолога и специалиста ЦЗ для
школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут
иметь значение в процессе выбора ими профессии;

 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.
3.8 Модуль «Организация предметно - эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
 размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, картин определенного художественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной
организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми ит.п.);
 озеленение и благоустройство пришкольной территории, разбивка клумб,
аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство образовательной организации на зоны активного и тихого
отдыха;
 благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им
проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн –тематические фотозоны, оформление пространства
проведения конкретных событий образовательной организации (праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний,
конференций и т. п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы
школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной
организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни –
во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных
дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;
 акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

3.9 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ СОШ
№ 6 г.Сегежи осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном классном и индивидуальном уровне:
• Управляющий и Попечительский советы, родительские комитеты,
участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
• родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
• Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
• Общешкольные и классные родительские собрания, индивидуальные
консультации, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания обучающихся;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.

5. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач

воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1.
Результаты
школьников.

воспитания,

социализации

и

саморазвития

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов
на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.

2.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями
родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной
организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями
(законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления,
при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;

-

уроков;

качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных

качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе образовательной организации
отделения РДШ, отряда ЮИД;
качеством проводимых в образовательной организации экскурсий,
походов;
качеством профориентационной работы образовательной организации;
качеством работы медиа образовательной организации;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия образовательной организации и семей
обучающихся.
Итогом
самоанализа
организуемой
в
образовательной
организации
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».