Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

Муниципальное бюджетное обшеобразовательное чтежпение
Средняя общеобразовательная школа М 6 г. Сеге
д'
—пsп8 q е э а дц`~
j-у Ρ-

Рассмотрено педагогическим
советом школы
Протокол Х 1
от « 30» ав густа 2021 г.

ttq ~G eXN

Принято
д о4i
SдОО
i G 60
Советом школы
Протокол 3Ч 1
л~ауw
от "28" сентября 2021 г. s;'ууй

* О А'д'а д~д t .

О

" ~~. И .

*

Ботько/

° "Ф У

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Сегежа

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение « О порядке обучения по индивидуальному учебному
плану в образовательной организации» (далее — Положение) разработано на основании :
1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Ns 273- ФЗ « Об образовании в

Российской Федерации »;

1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. )Ч 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего

образования »;
1.1.3. Устава образовательной организации .
1.2. С

учетом

возможностей

и

потребностей

личности

общеобразовательные

программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану . Обучение по
индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательньмс
программ начального общего, основного общего, среднего общего
самостоятельно , под контролем учителя , с последующей аттестацией .

образования

1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для
учащихся :
1.3.1.

с

устойчивой

дезадаптацией

к

школе

и

неспособностью

к

усвоению

образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также
положением в семье ;
1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ ;
1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья;
1.3.4. по иным основаниям .
1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены
обучающиеся , не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности
с момента ее образования.
1.5. Индивидуальный учебный план — учебный план , обеспечивающий освоение

образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
обучающегося .
конкретного
потребностей
особенностей
и образовательных
Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность , это учебный план ,
который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам , по которым
данная задолженность не была ликвидирована .

1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану
реализация
а
самостоятельно,
организацией
образовательной
определяется
осваиваемой
пределах
в
осуществляется
индивидуального учебного плана
образовательной программы .
1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования .

1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану

является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей , путем выбора
оптимального уровня реализуемых программ , темпов и сроков их освоения .
1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим

Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в
образовательную

официальном

организацию .

сайте

Данное

Положение

образовательной

подлежит

организации

опубликованию

в

на

информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет ».

II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося
или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации .
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться
модульный принцип , предусматривающий различные варианты сочетания учебных
предметов, курсов , дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план

образовательной организации .
2.3. Индивидуальный учебный план , за исключением индивидуального учебного
плана, предусматривающего ускоренное обучение , может быть предоставлен с 1 класса .
2.4. Индивидуальный учебный план составляется , как правило , на один учебный год,
либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей ( законных
представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану .
2.5.

Индивидуальный

учебный

план

определяет

перечень ,

трудоемкость ,

последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный
учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов , курсов , дисциплин
(модулей ), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аггестации
обучающихся .
2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и
возможностями образовательной организации .
2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным
учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии , в том
числе дистанционные образовательные технологии , электронное обучение .
2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо
по заявлению совершеннолетних обучающихся .
2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся , не

ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
обучающегося .
2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется
индивидуальный учебный план , а также могут содержаться пожелания обучающегося или

его

родителей (законных

представителей )

по

индивидуализации

содержания

образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов , курсов ,

углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных
образовательных программ и др.).

2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану
принимаются в течение учебного года до 15 мая.
2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается , как правило , с
начала учебного года.
2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется
приказом директора МБОУ СОШ К 6 г. Сегежи .
2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета
МБОУ СОШ ) Г 6 г. Сегежи .

2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется
МБОУ СОШ 3 Г 6 г. Сегежи, в которой обучается данный обучающийся .
2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется
возможность получать необходимые консультации по учебным предметам , литературу из
библиотечного фонда МБОУ СОШ Х 6 г. Сегежи , пользоваться предметными кабинетами
для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в МБОУ

СОШ 3{s6 г. Сегежи в порядке, определенном образовательной

организацией и

закрепленном в его Уставе .
2.17. С учетом желания , способностей учащемуся могут быть предоставлены
свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в
форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. Ns 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации ».

2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных
представителей ) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации
программ . Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по
предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля , педагоги ,
ведущие обучение , оформляются приказом директора МБОУ СОШ М 6 г. Сегежи .
2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план , в том числе
посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия .
2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация , перевод обучающегося
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. Ns 273- ФЗ
« Об образовании в Российской Федерации ».

III. Требования к индивидуальному учебному плану начального
общего образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования

предусматривает :
3.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;

3.1.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся , в том
числе этнокультурные ;
3.1.3.

иные

учебные

предметы (с

учетом
возможностей образовательной организации).

потребностей

обучающегося

и

3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части

базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса ( в 1
классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует ).
3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной

деятельности .
3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят
следующие обязательные предметные области : филология, математика и информатика ,
окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики , искусство , технология ,

физическая культура.
3.5. По выбору родителей (законных представителей ) обучающихся изучаются

основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской
культуры, ОСНОВЫ исламской культуры, ОСНОВЫ мировых религиозных культур , ОСНОВЫ

светской этики .
3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904
часов и более 3 345 часов .
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
Индивидуальный учебный план может
образования
составляет четыре года.

предусматривать

уменьшение указанного срока за счет ускоренного

обучения .

Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального
общего образования составляет не более 1 года.
3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
(в соответствии с рекомендациями психолого -медико -педагогической комиссии ).

IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного
общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может

предусматривать :
4.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;
4.1.2. увеличение учебных часов , отведённых на изучение отдельны предметов

обязательной части ;
4.1.3.

интересы

введение

и

специально

потребности

этнокультурные ;

разработанных

участников

учебных

образовательного

курсов ,

процесса,

обеспечивающих

в том

числе

4.1.4. организацию внеурочной деятельности , ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся ;
4.1.5. иные учебные предметы (с учетом
возможностей образовательной организации).

потребностей

обучиющегося

и

4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана
основного общего образования , формируемой участниками образовательного процесса .
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят
следующие обязательные предметные области и учебные предметы :
4.3.1. филология (русский язык, литература, иностранный язык);
4.3.2. общественно -научные предметы (история , обществознание , география);
4.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия , информатика );
4.3.4. естественнонаучные предметы ( физика, биология , химия);
4.3.5. искусство (изобразительное искусство , музыка);
4.3.6. технология (технология);
4.3.7. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности ( физическая

культура, основы безопасности жизнедеятельности).
4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и
более 6 020 часов .
4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения . Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не
более 1 года.

V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего

образования
5.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми
общеобразовательными учебными предметами являются : « Русский язык », « Литература»,
« Иностранный язык», « Математика», « История », « Физическая культура», « Основы
безопасности жизнедеятельности », « Обществознание ( включая экономику и право)».
5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный
учебный план по выбору .

VI. Необходимые условия для реализации учебного плана
6.1. Для составления индивидуального учебного плана следует :
6.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);

6.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на
базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);
6.1.3. включить в учебный план региональный компонент;
6.1.4. составление учебного плана завершается формированием компонента
образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
6.2. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с
одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается
из состава инвариантной части .

VII. Сроки работы по индивидуальному учебному плану
7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы
федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не
должно превышать 2 100 часов за два года обучения .

7.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в
пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации ).
7.3. Часы, отведенные на компонент образовательной организации , используются
для : преподавания учебных предметов , предлагаемых образовательной организацией ;

проведения учебных практик и исследовательской деятельности ; осуществления
образовательных проектов и т. п . Их также можно использовать для увеличения
количества часов , отведенных на преподавание базовых и профильных учебных

предметов федерального компонента.
7.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования - 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения . Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не
более 1 года.

VIII.

8.1.

Контроль исполнения индивидуального учебного плана

Образовательная

организация

программ
общеобразовательных
индивидуальному учебному плану .

осуществляет

учащимися,

контроль

перешедшими

на

за

освоением

обучение

по

8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся,
переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в

соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся образовательной организации .

IX. Государственная итоговая аттестация обучающихся
9.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение
по индивидуальному учебному плану , осуществляется в соответствии с действующим

законодательством .

9.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся , не имеющий

академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный
учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой
аттестации по соответствующим образовательным программам .

Х. Финансовое обеспечение и материально техническое оснащение
-

10.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы

образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом
осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по
оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов .
10.2. Материально -техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся .

XI. Порядок управления
11.1. В компетенцию администрации МБОУ СОШ Хб г. Сегежи входит :

11.1.1. разработка положения об организации обучения по индивидуальному
учебному плану ;
11.1.2. предоставление в недельный срок в орган управления в сфере образования об

организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается
фамилия , имя , отчество обучающегося , класс, причина перехода на обучение по

индивидуальному учебному плану, дата решения педагогического совета, период
обучения, сведения о педагогах ;

11.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы
учебных программ и контроль их выполнения ;
11.1.4. контроль своевременного проведения занятий , консультаций , посещения
занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному
плану не реже 1 раза в четверть .
11.2.
При организации обучения по индивидуальному
образовательная организация имеет следующие документы :

учебному

плану

11.2.1. заявление родителей (законны представителей ) обучающихся ;
11.2.2. решение педагогического совета образовательной организации ;
11.2.3. приказ органа управления образованием о переходе обучающегося на

обучение по индивидуальному учебному плану;
11.2.4. приказ руководителя образовательной организации ;
11.2.5. расписание занятий , консультаций , письменно согласованное с родителями
утвержденное
и
организаций
образовательных
представителями)
(законными

руководителем образовательной организации ;
11.2.6. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану .

XII. Порядок принятия и срок действия Положения
12.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
МБОУ СОШ 1 б г. Сегежи .
12.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с
момента его утверждения .
12.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами муниципального , регионального , федерального органов

управления образованием только решением педагогического совета.
12.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации в составе новой редакции Положения . После принятия
новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».